На блоге акции продолжаются публикации материалов, касающихся жизни и творчества Николая Рубцова. Ждем информацию для размещения по адресу: tendryakovka@ya.ru

понедельник, 16 января 2017 г.

Реферат Хазиевой Элины Фаритовны на тему "Тихая моя Родина"

ФЕДЕРАЛЬНОЕ   АГЕНСТВО   ПО   ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
БАШКИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ
                                                 
                                                         
                                                           Филологический     факультет
                                                           Кафедра современного языкознания
                                             

РЕФЕРАТ          НА    ТЕМУ:

«Лингвистический анализ текста Н.Рубцова «Тихая моя родина»

                                 
                                                              Выполнила:
                                                                                 студентка  VI курса р/о
                                                                Э.Ф.Хазиева
                                                                                          Проверила:                                                                                                                         Кандидат                                                   
                                                            филологических наук               
                                                                    доцент Е.П.Кислова


                                                 УФА - 2016




     Введение
     Пятидесятые  и шестидесятые годы – время поисков, полемик, бурных споров о дальнейших путях развития литературы.  Феномен Н.Рубцова был подготовлен целым поколением литераторов. Творчество поэта не замкнулось, однако, в рамках какого –то одного направления литературного процесса – оно представляет собой своеобразный тип мировоззрения, который зависит не от собственно  литературных факторов, а от причин гораздо более широкого масштаба.                                                                                                                                  Расцвет    творчества поэта наступил во второй половине десятилетия и ознаменовался ориентацией художника на развитие традиций русского классического стиха, на разработку основ конкретно-реалистического стиля. Обращение его к традициям русской классики благотворно сказалось в целом на его творчество – им созданы поистине значительные произведения своего времени: «Видение на холме», «Тихая моя родина», «Журавли», «Философские стихи» и др.  Приход  Н.М. Рубцова в русскую литературу совпал с её расцветом. И в определённом смысле явился ответом на запросы времени.                                          
   Николай Михайлович Рубцов родился 3 января 1936 года. Мальчиком, он рано остался без родителей, мальчика отправили в “детский дом на берегу реки”. Жизнь его была очень трудной, бесприютной, прожил он недолго, всего 35 лет.  Однако написал Рубцов много замечательных стихотворений. Николай Михайлович писал и для детей. Это в основном стихи о животных, птицах, о природе: “Ласточка”, “Воробей”, “Ворона”, “Медведь”, “Про зайца”, “Коза”, “Берёзы”, “Первый снег”. Говоря о лирике Н.Рубцова, нужно, прежде всего, отметить книги  стихов, издание при его жизни. Это «Волны и скалы»(1962), «Лирика»(1965), «Звезда полей»(1967, «Душа хранит»(1969), «Сосен шум»(1970).
      Это тонкий лирик, влюбленный в свою землю, которая была объектом его литературных исследований («Владимирские проселки», «Камешки на ладони», «Мед на хлебе» и другие); защитник исторических памятников, почитатель дедовских преданий. Одним из первых писатель выступил с призывом восстановить Оптину пустынь (ныне монастырь восстановлен). В этом, тогда еще недостроенном храме, В. Солоухин и был отпет в 1997 году перед его последним путешествием в родную землю, в село Олепино.
      




Глава I. Историческая справка.
   Николай Рубцов – лирик XX века, обожествлявший природу в своих поэтических произведениях. Поэт создал поэтические произведения о природе родного края, о красотах средней полосы России, о родине. Однажды Николай Рубцов написал: "А еще потому нахожусь именно здесь, что здесь мне легче дышится, легче пишется, легче ходится по земле".
Это сказано было о селе Никольском Тотемского района. И не просто сказано, но и подтверждено стихами - "легче там, где поле и цветы...". У Рубцова было развито чувство пространства и своего положения в нем. Поэт оставил несколько интереснейших высказываний о Вологде, о Москве, о Тотьме... А в своем знаменитом стихотворении "Тихая моя родина" он объединил, нарушив географию, два святых для него места - Николу и Вологду - в одно целое:
Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи...
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.
...............................
Тина теперь и болотина ?
Там, где купаться любил... 
...............................                                    
Школа моя деревянная!.. 1963г.
Все содержание стихотворения говорит о том, что перед нами село Никольское (д. Никола), но сегодня мы уже знаем, что мать Рубцова похоронена не там, а в Вологде на Введенском кладбище. Поэт тоже знал об этом. Как знал он и о малой родине своих предков, которую мы и должны обозначить здесь в первую очередь.
Стихотворение «Тихая моя родина» посвящено русскому писателю XX века В. Белову, который, так же как и Н. Рубцов, выходец из средней полосы России. Родина поэта громко не кричит о себе, но остается навсегда в сердце человека, поэтому Н. Рубцов описывает картины родного края в повествовательной манере: «ивы, река, соловьи…», «новый забор перед школою».





Глава II. Лингвистический анализ текста.
      Лирический герой вспоминает свое детство, юность, которые навсегда соединили его с родиной. Детские годы связаны со смертью матери, с деревянной школой, с куполом церковной обители. Воспоминания навевают тихую грусть и подчеркивают неразрывную связь лирического героя с маленьким уголком земли. Стихотворение Н. Рубцова «Тихая моя родина» привлекает внимание читателя своей лиричностью, описанием спокойных русских пейзажей.
      Ключевым словом становится эпитет «тихая», с помощью которого выражается отношение поэта к родине. Этот эпитет 5 раз повторяется в стихотворении: Тихо ответили жители, Тихо проехал обоз… Тихая моя родина, Я ничего не забыл». Ощущение покоя с милой сельской глубинкой.
Ключевые слова
Ассоциации
Тихо
Мышь, шепот, громко, буря, молчание
Родина
Мать, Россия, Вологда, просторы, край
Церковные купола
Звон, золото, батюшка, церковь, крести
Жители
Город, деревня, население, старые, долгожители
связь
Телефон, интимная, международная, родственная,  хорошо
    
     Жанр: стихотворение
       В этом лирическом произведении используются следующие эпитеты и метафоры, характеризующие красоты родной стороны: «купол церковной обители яркой травою зарос», «зеленый простор», «речка за мною туманная будет бежать и бежать». Эпитеты к слову «тихая» – неброская, застенчивая, скромная, негромкая, спокойная.. . «Тихая» родина встречает Рубцова мягким, чуть слышным шуршанием листвы, которое мы слышим в звуках слов / х,г,ч,в,и./: тихо, тишина, покой...

Тихая моя родина!// ---------                         3/1  2/2  3/1

Ивы, /   луна,/  соловьи...// -----------            3/1  2/2  3/3
­____    _____    _______

Мать моя здесь похоронена// --------           1/1  2/2  1/1  5/3
В детские годы мои.// ----------                     3/1  2/1  2/1
      - Где же могила? //не видели?// --------  2/1  3/2  3/1
                     ----------   --------------
       Поля  да края   небес.// ----------              2/1  2/1  3/2
      --------               ----------
Тихо ответили жители://---------                   2/1   4/2  3/1
      - Каждому памятник  крест.//--------       3/1   3/1  1/1
Тихо ответили жители,//-------------              2/1   4/2   3/1
Тихо проехал обоз.//--------------                    2/1   3/2   2/2
Купол церковной обители//---------               2/1   3/1   4/2
Яркой травою зарос.//---------                        2/1   3/2   2/2
        Лица старушек землистые//--------        2/1   3/2  4/2
        Вроде могильной земли.//--------           2/1   3/2   2/2
       Тоже какою то мглистою//-------            2/1   3/2  3/1
       -------
        Серой  травой заросли.//--------             2/1    2/2   3/3
       ----------
  Там, где я плавал за рыбами,//------            1/1     2/1   3/1
   Сено гребут в сеновал://------                     2/1     2/2   3/3
  Между речными изгибами//------                2/1     3/2  4/2
   Вырыли люди канал.//--------                      3/1     2/1  2/2
         Тина теперь и болотина.//-----               2/1     2/2  4/2
         Там,/ где купаться любил...//------        1/1    3/2   2/2
         Тихая моя родина,//--------                    3/1    2/2   3/2
          Я ничего не забыл. //---------                1/1    3/2  3/3
 Старый  забор перед школою,//------           2/1    2/2  2/2 3/1   
 Тщательно выметен ссор. //------                 3/1     3/1  1/1
  Словно ворона веселая,//------                    2/1    3/2   4/2
Сяду опять на забор!//------                           2/1    2/2  2/2
                   ------------
          Школа моя деревянная!..//-----           2/1   2/2  5/3
          ---------        ---------------
          Поле, /холмы,/ облака…//------          2/1  2/2   3/3
          Медом,/ зерном/ и сметаною//------   2/1  2/2   4/2
          Пахнет в тени ивняка//------              2/1    2/2   3/3        
С каждой избою и тучею,//------                 2/1    3/2   3/1
С громом, /готовым упасть,//-------            2/1    3/2    2/2
Чувствую самую жгучую,//------                3/1    2/1    3/1
Самую смертную связь.//-------                       3/1     3/1     1/1

Стихотворный размер стихотворения 
Дактиль-трехсложная стопа в стихосложении, в которой ударение падает на первый слог из трех слогов(/_ _). Дактиль обычно литературоведы называют певучим размером. И действительно, стихотворение Н.Рубцова необычайно певуче и лирично. Оно могло быть песней, может быть. Строчки одного четверостишия переходят плавно в другое.
Например:
«...Тихо ответили жители: (2-ое четверостишие)
--Это на том берегу.»
«...Тихо ответили жители, (3-ое четверостишие)
Тихая моя родина!// -обращение. Эмоции сильны до сих пор, поэтому восклицательные предложения  заставляет нас повысить голос, нарушает вековую тишину этих мест.
Ивы,/ луна, /соловьи...// -перечисление, заканчивается многоточием, воспоминание навивает. Это то, что было всегда  и остается неизменным
Мать моя здесь похоронена//
В детские годы мои.// - (понижение) интонации вводности в конце предложения, выделяет слово «мать, здесь», детские годы связаны со смертью  матери
      - Где же могила?// Не видели?// - автор спрашивает в конце предложения вопросительный знак , герой не знает где находится могила матери
        Поля да края небес//- повышение интонации, это значит то  что когда  смотришь на поле и смотреть вдаль кажется будто бы поле касается неба! Выделяет  слова «поля, края, небес» - логическое ударение
      Тихо ответили жители://
      - Каждому памятник/ крест // человек который умирает ставят памятник –крест, герой понимает, насколько это важно - сохранить связь времен, связь поколений. И могилы близких людей - это наша дорогая память, наша ниточка в прошлое.
Тихо ответили жители,//
Тихо проехал обоз.//- ровный тон
Купол церковной обители//
Яркой травою зарос.// - в конце предложения понижение интонации,  даже церковь тихо заросла травой.
         Лица старушек землистые//
         Вроде могильной земли//
         Тоже какою то мглистою//
         Серой травой заросли// - повешение интонации выделяет звук «р»
Там, где я плавал за рыбами,//
         Сено гребут в сеновал://
        Между речными изгибами//
         Вырыли люди канал.// - понижение интонации
Тина теперь /и болотина//
Там,/ где купаться любил...//
Тихая /моя родина,//
Я ничего не забыл.// - Герой переходит через реку памяти и продолжает узнавать и не узнавать                                                                                                                                                                
Старый забор перед школою,//
Тщательно выметен ссор//
 Словно ворона веселая//
  Сяду опять на забор!// - Многое изменилось, но два времени как бы сосуществуют в душе героя: он видит то, чего уже нет. Остановившись у школы, в которой учился, поэт присел на забор, как когда-то сидел мальчишкой, герой хочет опять испытать беззаботность детства. Герой вновь почувствовал себя мальчишкой.

     Первая часть стихотворения кончается так же, как и начинается, – обращением. Только «школа моя деревянная» – это не только обычная сельская школа, но и малая родина поэта, школа жизни, где он когда-то закончил школу, впервые любил и впервые дружил, похоронил мать.
Школа моя деревянная!..//
Поле,/холмы/,облака,//
Медом,/зерном/ и сметаною//
Пахнет в тени ивняка// - Никто не знает, что будет в будущем, но каждый помнит, что было в прошлом. Память устроена так, что сохраняет в неприкосновенности воспоминания детства, юности, как самое дорогое, что у нас есть. Даже запахи здесь свои, родные.

И вдруг в последних четырех строчках тишина нарушается. Плавные, неторопливые строчки прерываются порывистым, эмоциональным, пылким признанием:
         С каждой избою и тучею,//
         С громом, готовым упасть,//
         Чувствую самую жгучую, //
         Самую смертную связь. //–.
Поэт будто ощущает недолговечность, зыбкость, непрочность дорогого ему священного покоя. А еще он словно боится, что ему не хватит слов, в полной мере убедительных, чтобы донести до всех свою любовь так, чтобы в нее поверили! Потому-то так неожиданно и врывается в ткань стихотворения отлагательное существительное - "гром", придавая ему эмоциональный заряд. Эмоциональный накал удваивается: этот гром "готов упасть". С родиной у лирического героя - "самая жгучая, самая смертная связь". Поэт использует оба прилагательных в сравнительной степени, используя прием градации: прилагательного "самая жгучая" ему показалось мало, и он прибегнул к еще более действенному - "самая смертная".
Концовка стихотворения подобна вдруг осветившей все вокруг вспышке молнии, мощному разряду переполнившей душу любви.
 Можно перефразировать поэта: связь бессмертна, так как это память сердца, память души (связь лирическое героя с маленьким уголком родным уголком) 
Синтаксис В стихотворении 16 предложений, 
Первая строчка – как обращение, заставляющая нас повышать голос, как бы нарушает вековую тишину этих мест, предложение заканчивается восклицательным знаком.
Предложения в основном простые. Присутствуют односоставные предложения с однородным подлежащим   «Ивы, реки, соловьи: поле, холмы, облака; медом, зерном и сметаною»
Бессоюзное сложное предложение «Тихо ответили жители, тихо проехал обоз», «Тихая моя родина, я ни чего не забыл»
Сложное предложение с разнотипной  связью, бессоюзная и подчинительная  «Там, где я плавал за рыбами,  Сено гребут в сеновал: Между речными изгибами
   Вырыли люди канал.»
Неполные предложение «где тут  могила? Не видели?»
Определенно-личное предложение «с каждой избою и тучею, с громом, готовым упасть, чувствую  самую жгучую, самую смертную связь»
«...Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!...» (сравнительный оборот).
 « Я ничего не забыл, пишет Н Рубцов. Встреча поэта с родиной навевает воспоминания, и поэтому в стихотворении он не раз обрывает строки многоточием. «Ивы, река соловьи…», « Там, где купаться любил…», Школа моя деревянная…»  незаконченность высказывания.
 Двоеточие  - «Там, где я плавал за рыбами,
   Сено гребут в сеновал:
  Между речными изгибами
   Вырыли люди канал.»  - Интонация незавершенности, вторая часть разъясняет первую, то можно поставить слова- а именно.
Синтаксический параллелизм «Тихая моя родина! Ивы, луна, соловьи...»,
«Школа моя деревянная!..Поле, холмы, облака…»
Инверсия: «Тихо ответили жители», «Тихо проехал обоз», «Вырыли люди канал».
Анафора: «тихо»
Корневой повтор: «землистые -земли», «поля- поле», «могила – могильной», «травой – травою», «зарос – заросли», «сено – сеновал», «река – речными», «школою – школа».
Местоимения: моя, я – повторяются, действие субъекта, авторская позиция
Глаголы:  не видели, ответили, проехал, зарос, заросли, плавал, гребут, вырыли, купаться любил,  не забыл, сяду, пахнет, упасть, чувствую
Существительные: родина, ивы, луна, соловьи, мать, годы, могила, поля, края, небес, жители, обоз, купол, обитель, лица, старушек, земли, травой, рыбами, сено, сеновал, изгибами, люди, забор, школою, ссор, ворона, забор, холмы, облака, медом, зерном, сметаною, тени, связь.
Устаревшие слова: обоз- сборище  путевых (т.е.подорожных), кладных (то есть — грузовые) повозок или саней.
Болотина- болотистое место, болото.
Обитель – место, где кто- то живет, жилище; то же, что монастырь

Согласных- 3,4%          Гласных – 2,62%








Заключение
   Каждый человек непременно возвращается туда, где он родился, и где прошли его детские годы. Встреча с прошлым почти всегда окрашена легкой грустью, ведь в этом мире, таким знакомом и родном, для человека уже нет места – его заняли другие мальчишки и девчонки. Подобные чувства испытал и Николай Рубцов, когда в 1964 году побывал в Няндоме – небольшом северном городке, где прошли первые 6 лет его жизни.
Встреча с малой родиной стала для поэта настоящим откровением, ведь он даже не мог предположить, что в душе поднимется теплая волна любви и грусти, радости и сожаления. Именно тогда появилось на свет стихотворение «Тихая моя родина» — светлое, пронзительное и лишенное патетики.
Прогулка по знакомым улицам вернула Рубцова в далекое довоенное прошлое, когда все казалось простым и понятным. Но настала война, и вскоре местный погост пополнился свежей могилой матери поэта. Однако найти старое кладбище Рубцов не смог, так как в родной Няндоме многое изменилось. Так, погост оказался на другой стороне реки, так как «между речными изгибами вырыли люди канал». В тоже время излюбленное место купания будущего поэта полностью затянулось тиной. Тем не менее, автор узнает мир своего детства и отмечает: «Тихая моя родина, я ничего не забыл».
На прежнем месте осталась школа, в которую Рубцов так и не успел пойти. Она все так же окружена свежевыкрашенным забором, на котором в детстве так любил сидеть автор. Он не смог отказать себе в удовольствии вновь присесть на него и внимательно оглядеть «зеленый простор», которым когда-то любовался, не думая о том, что время так скоротечно.
Свою жизнь, полную взлетов и падений, поэт сравнивает с рекой, которая провожает его тихим журчанием. Пройдут годы, и другие мальчишки с таким же упоением будут рыбачить на ее берегах и купаться в ее прозрачных водах. Самому же автору остается лишь вспоминать с ностальгией это счастливое время и по-доброму завидовать тем, кому еще предстоит пройти путь от детства к юности. Прожив много лет в крупном городе, Рубцов не отказывается от своей малой родины. Наоборот, он с любовью вглядывается в знакомый пейзаж из деревьев и стареньких изб. Сквозь новые краски проступают едва уловимые черты прошлого. И чем больше они кажутся знакомыми и близкими, тем яснее автор ощущает «самую жгучую, самую смертную связь» с этим забытым Богом уголком, таким родным, любимым и близким, но, в то же время, уже ставшим чужим.  

Список литературы:
1.Н.М.Рубцов.  Тихая моя родина. М.-2004 г.
2.Рубцов Н. Русский огонек. В 2 ч. – Вологда. 1994 г.
3.Гинзбург Л.Я. О лирике. – Л. 1974 г. 
4. Белков   В.   С.   Повесть   о   Вологде.   Сто   историй   о   Рубцове.   Вологда,   1991.
5. Белков В. С. Жизнь Рубцова. Вологда,  1993.
6.Бараков В.Н. Современная русская лирика. М. Вологда 1994г.
7.Зайцев В.А. Русская советская поэзия 1960-1970-е г. М. 1984 г.

Интернет-ресурсы:

1. rus.1september.ru- «Л.С. СТЕПАНОВА, г. Москва.-Лингвистический анализ стихотворного текста как основа анализа лирического произведения»

Комментариев нет:

Отправить комментарий