На блоге акции продолжаются публикации материалов, касающихся жизни и творчества Николая Рубцова. Ждем информацию для размещения по адресу: tendryakovka@ya.ru

среда, 1 июня 2016 г.

Литературно-музыкальный альянс «Стихи из дома гонят нас»


Ханевская Татьяна Леонидовна,
МБУК "Жигулевская ЦБС"
Самарской области,
 библиотека-филиал № 4,
заведующий филиалом.

Цели :
дать представление о поэтическом мире Н. Рубцова, познакомить с этапами его творческого пути;
совершенствовать навыки художественного чтения поэтического произведения;
воспитывать любовь к поэзии.

Слайд 1. Литературно-музыкальный альянс «Стихи из дома гонят нас».

Вед. 1.
Слайд 2.
…Я славлю жизнь,
Россию
И над ней –
Гигантский веер
Солнечных лучей!

 Николай Рубцов – это явление в поэзии, которое стало огромной радостью для русской души. Не смотря на то, что Рубцова никогда не приглашали на телевидение, его первые книжки, публикации в журналах обратили на себя внимание по всей России. За свою недолгую жизнь Николай Рубцов опубликовал только четыре поэтических сборника, но без этого имени невозможно представить современную русскую поэзию.

Вед. 2.
Слайд 3.
Николай Михайлович Рубцов родился 3 января 1936 года в поселке Емецк на Северной Двине. Началась война, отец ушел на фронт, а мать заболела и умерла. В пять лет мальчик остался сиротой. Детдом и село Никольское станут его малой родиной. Именно в этом приюте появился в стенгазете его первый стишок.

Слайд 4.
Хотя проклинает приезжий
Дороги моих побережий,
Люблю я деревню Николу,
Где кончил начальную школу!

Пронзительная детдомовская нота часто будет звучать в его стихах-воспоминаниях.
Закончив семилетку, в возрасте 14 лет, мальчик отправился в Ригу поступать в мореходное училище. Из-за юного возраста Николая в мореходку не приняли, и ему пришлось идти в лесотехнический техникум в Тотьме.

Вед. 1.
Слайд 5.

В 1955 году Рубцова призвали в Военно-морской флот. Именно там юноша понял, что больше всего на свете ему хочется сочинять стихи. После демобилизации отправился в Ленинград, где устроился рабочим на Кировский завод. Там он участвовал в работе литературного объединения «Кировец», печатался в первых коллективных сборниках, выступал на вечерах, изучал русскую поэзию. Уже тогда многие понимали, что в русскую литературу пришел большой поэт, и рекомендовали учиться дальше.
В 1962 году Рубцов поступает в Литературный институт. В этом же году выходит его первый машинописный сборник «Волны и скалы». Вот некоторые стихи из этого сборника:

Вед. 2.
Слайд 6.

На реке.
Реки не видел сроду
Дружок мой городской.
Он смотрит в нашу воду
С любовью и тоской!

Вода тепло струится,
Над ней томится бор.
Я плаваю, как птица,
А друг мой – как топор…

Вед. 1.

Мое море.

Эх ты, море мое штормовое!
Как увижу я волны вокруг,
В сердце что-то проснется такое,
Что словами не выразить вдруг.

Больно мне, если слышится рядом
Слабый плач перепуганных птиц.
Но люблю я горящие взгляды,
Озаренных, взволнованных лиц.

Я труду научился на флоте,
И теперь на любом берегу
Без большого размаха в работе
Я, наверное, жить не смогу…

Нет, не верю я выдумкам ложным,
Будто скучно на Севере жить.
Я в другом убежден:
Невозможно
Героический край не любить!

Молодому 26 -летнему поэту скучно было в литинституте слушать про тонкости сложения стихов - от института он ожидал «разговора о душе человека», и по этой причине пропадал на полгода - уезжал на Вологодчину и писал замечательные стихи: «Утро», «Тихая моя родина», «Осенняя песня», «Ось».

Вед. 2
Слайд 7.

«Тихая моя родина!..»

Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи...
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.

- Где тут погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу.-
Тихо ответили жители:
- Это на том берегу.

Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.

Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил...
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная!..
Время придет уезжать -
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.

Слайд 8.
Стихи Николая Рубцова чудесно ложатся на мелодию. Послушайте.

(Звучит песня «Букет»)

Вед. 1.
Слайд 9.

Первый печатный сборник стихов Рубцов выпускает в 1963 году под обобщающим названием «Лирика». В конце 60-х начале 70-х годов свет увидят следующие сборники: «Звезда полей», который сразу поставил поэта в первый ряд отечественных поэтов, «Душа хранит», «Сосен шум» и «Зеленые цветы».
А какую лирику принес Рубцов — нежную, драматически напряженную, и незабываемо чистую. Примером служит стихотворение «Улетели листья».

Слайд 10. (Звучит песня «Улетели листья»).
Слайд 11.

Конечно же, главный мотив лирики Николая Рубцова – воспевание старой России, той, которая ближе всего к природе. Например, в стихотворении «В сибирской деревне» поселение неотделимо от окружающего его осеннего леса, едино с бурной рекой.

В сибирской деревне.
То желтый куст,
То лодка кверху днищем,
То колесо тележное
В грязи...
Меж лопухов -
Его, наверно, ищут -
Сидит малыш,
Щенок скулит вблизи.

Скулит щенок
И все ползет к ребенку,
А тот забыл,
Наверное, о нем,-
К ромашке тянет
Слабую ручонку
И говорит...
Бог ведает, о чем!..

Какой покой!
Здесь разве только осень
Над ледоносной
Мечется рекой,
Но крепче сон,
Когда в ночи глухой
Со всех сторон
Шумят вершины сосен,

Когда привычно
Слышатся в чесу
Осин тоскливых
Стоны и молитвы,-
В такую глушь
Вернувшись после битвы,
Какой солдат
Не уронил слезу?

Случайный гость,
Я здесь ищу жилище
И вот пою
Про уголок Руси,
Где желтый куст,
И лодка кверху днищем,
И колесо,
Забытое в грязи...

Вед. 1. 
Слайд 12.

В стихотворении «Доволен я буквально всем!» Рубцов с восторгом говорит о единении с русской природой:

Я так люблю осенний лес,
Над ним – сияние небес,
Что я хотел бы превратиться
Или в багряный тихий лист,
Иль в дождевой веселый свист,
Но, превратившись, возродиться…

От поэзии Рубцова как будто что-то вообще изменилось в мирозданье - дух захватывает от такого поэтического простора, от красоты и всего родного. В его стихах можно душу услышать как песню, в которой не только грусть, но и красота, и надежда.

Слайд 13. В горнице моей светло.(Музыкальный клип.)
Вед.2.
Слайд 14.


В одном из стихотворений Николай Михайлович написал:

… Я умру в крещенские морозы…

Так и произошло 19 января 1971 года.
Современникам Николая Рубцова удалось удивительно точно подвести черту под его творчеством, запечатлев на могильной плите строчку из его стихотворения: «Россия, Русь! Храни себя, храни!». Едва ли можно было выразиться удачнее.

Вед. 1.
Рубцов сегодня всеми признан. Он классик. На его стихи написаны десятки песен. Ему премий не давали, но после смерти появилась литературная премия имени Рубцова «Звезда полей». Во многих городах России проводятся «Рубцовские чтения». Николай Рубцов вошел в литературу искренним певцом своей Родины это достойный итог для поэта.
В заключении нашей встречи хочется, чтобы вы услышали голос Николая Рубцова.

Слайд 15.
Фонограмма с голосом поэта





Мероприятие было проведено с учащимися старших классов общеобразовательных школ.

http://vk.com/doc83292032_437545342?hash=99c0bb5450b99e1291&dl=8f98205afaa591da9e

Комментариев нет:

Отправить комментарий