На блоге акции продолжаются публикации материалов, касающихся жизни и творчества Николая Рубцова. Ждем информацию для размещения по адресу: tendryakovka@ya.ru

среда, 13 апреля 2016 г.

Литературно-музыкальный час "Там на картошке с хлебом я вырос такой большой"

Маракова Валентина Николаевна,
заведующая Кольцеевским с/ф
Вологодской МЦБС

В Кольцеевском библиотечном филиале для ребят младших классов был проведен литературно-музыкальный час "Там на картошке с хлебом я вырос такой большой". Ребята подробно узнали о детских годах поэта, познакомились с его стихами для детей, сами прочитали их, послушали песни Н. Берестовой на стихи Н. Рубцова, с огромным удовольствием рассмотрели выставку книг Н. Рубцова. Это мероприятие провели зав. библиотекой Маракова Валентина Николаевна и студентка ВФ РАНХиГС Маракова Екатерина. Большое им спасибо.










"Там на картошке с хлебом я вырос такой большой"
Сценарий литературного утренника памяти Николая Рубцова
для младших школьников


1-й Чтец. Хотя проклинает проезжий
Дороги моих побережий,
Люблю я деревню Николу,
Где кончил начальную школу…

Ведущий. Автор этих замечательных строк — талантливый русский поэт Николай Рубцов, ушедший от нас в 35 лет. Поэт родился 3 января 1936 года в селе Емецк Архангель­ской области. Он стал четвертым ребенком из шести в се­мье начальника ОРСа леспромхоза Михаила Андрияновича и Александры Михайловны Рубцова. Перед войной семья переехала на свою родину – в Сокольский район. Началась Великая Отечественная война, отец уходит на фронт, а в 1942 году внезапно умерла его мама - Александра Михайловна, в по­следнее время она часто жаловалась на сердце. Николай с братом возвращались из кинотеатра. «Возле калитки наше­го дома нас остановила соседка и сказала: «А ваша мама умерла». Эти события нашли отражение в стихотворении «Аленький цветок».

1-й Чтец. Домик моих родителей 
Часто лишал я сна.
- Где он опять, не видели?
Мать без того больна.

В зарослях сада нашего 
Прятался я, как мог.
Там я тайком выращивал
Аленький свой цветок...

Кстати его, некстати ли,
Вырастить все же смог...
Нес я за гробом матери
Аленький свой цветок.

Ведущий. Образ матери часто возникает в стихах Рубцова: «Памяти матери», «Тихая моя родина» и в других.
О раннем детстве Рубцова мы узнаем из его сти­хотворения «Детство». Поэт мысленно возвращается в свое детство, за смутны­ми воспоминаниями встает картина детской неприкаянно­сти, одиночества, потерянности. Тяжелая судьба, выпав­шая на долю ребенка, несла свои отметины на протяжении всего жизненного пути.

2-й Чтец. Мать умерла. 
Отец ушел на фронт.
Соседка злая не дает проходу.
Я смутно помню утро похорон 
И за окошком скудную природу...
Я смутно помню позднюю реку,
Огни на ней, и скрип, и плеск парома,
И дождь... Потом детдом на берегу...  «Детство"

Ведущий. Вначале Коля Рубцов воспитывался в Красковском детдоме Вологодского района, где маленький мальчик пережил еще одну трагедию: 20 октября 1943 года Колю разлучили с младшим братом Борисом. Николая перевели в детдом в селе Никольском Тотемского района.
Как вспоминает Антонина Михайловна Жда­нова, воспитательница младшей группы детдома, «жили очень трудно. В спальне иногда было холодно. Не хватало постельного белья. Спали на койках по двое. Рубцов вмес­те с Толей Мартюковым. Дети со всем смирились. Ни на что не жаловались. При детдоме было свое подсобное хо­зяйство, работали все, в том числе и младшеклассники...» Об этих днях сам поэт писал:

1-й Чтец.
Вот говорят, что скуден был паек,
Что были ночи с холодом, с тоскою, -
Я лучше помню ивы над рекою
И запоздалый в поле огонек.

До слез теперь любимые места!
И там, в глуши под крышею детдома,
Для нас звучало как-то незнакомо,
Нас оскорбляло слово «сирота». «Детство»

Видео «В детдоме» - запись из Николы

Ведущий. Рубцов прожил в селе Никольском с семи до че­тырнадцати с половиной лет. Природу и быт этого глухого уголка северной Руси поэт полюбил на всю жизнь... Коля с похвальной грамотой закончил третий класс и начал пи­сать стихи. Может быть, именно стихи спасли его от духов­ной гибели: отец, вернувшись с войны, детей из детдома не забрал.
Море, романтика путешествий и странствий звали Ни­колая в дорогу. В 16 лет, едва получив паспорт, добрался до Архангельска, но в мореходное училище не поступил, так как был очень слаб и худ. В 1956-1959 годах служил на Се­верном флоте в заполярном городе Североморске. Мор­ская тема прочно вошла в лирику поэта.

Стих. «Я весь в мазуте» - читает Автор

После того как мо­ре было освоено, юношу позвали к себе большие города, где он еще не бывал. Поздней осенью 1959 года он приез­жает в Ленинград и начинает работать на знаменитом Ки­ровском заводе. Участвует в заводском литературном объе­динении, с большим успехом выступает с чтением своих стихов на вечере молодых поэтов в Ленинградском Доме писателя. В мае 1962 года Рубцов сдает экзамены на аттес­тат зрелости и посылает стихи на творческий конкурс в Московский литературный институт, по итогам которого был зачислен. В 1964 году стихо­творения поэта публикуются в ведущих столичных издани­ях.
В 1965 году в Архангельске выходит первая кни­га стихов молодого поэта «Лирика». Наконец, в 1967 году «Советский писатель» издает поэтическую книгу «Звезда полей», которая получила очень хорошие отзывы. Стихотворение «Звезда полей» не только всегда живет в душе, но и согревает в трудную минуту, помогает победить невзгоду. Для автора звезда в далеком небе, в безбрежном космосе — не только опора, но и спасение в минуты потрясений, источник счастья.
Строки стихотворения завораживают, как будто бы заглядываешь в чер­ную полынью, душа возносится к высшему свету. Для Рубцова причалом и точкой отсчета яв­ляется «мгла заледенелых полей», именно в этой заснежен­ной стороне любимая звезда горит «ярче и полней». И, на­верное, поэтому при чтении его стихов не покидает ощу­щение, что они звучат не из прошлого, а из будущего...

2-й Чтец. Звезда полей во мгле заледенелой,
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою... 
 
Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром...

Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей «Звезда полей»

Ведущий: Стихи Николая Рубцова пронизаны любовью: любовью к России, к его малой родине, к природе. Эту любовь мы чувствуем и в его детских стихах, которые он написал для своей дочки Лены. Мы чувствуем переживания поэта за замерзающего на морозе воробья и ворону, которым очень холодно и голодно зимой, за ласточку, у которой выпал птенец из гнезда и погиб, за медведя, в которого выстрелил лесник.

Стихи: "Ворона"; "Воробей"; "Медведь"; "Ласточка"
А сколько юмора и добра в стих «Добрый Филя», «Про зайца»

Ведущий. Поэт стал свидетелем уничтожения маленьких деревень. Именно эту боль за состояние деревень мы слы­шим в «Зимней песне», в которой одновременно звучат и грустные мотивы, и надежды, что его родная деревня не погибнет. Образ родины и образ скромной девушки слива­ются воедино как источник тепла, света и добра. Чис­тота этих стихов сродни пушкинской. «Тихая лирика» про­никает в душу, просится на музыку поэтому совсем не случайно многие из них стали песнями.

Звучит песня «Зимняя песня»

Ведущий. На музыку положены стихи: «Плыть, плыть...», «В горнице моей светло». Рубцов - мастер пейзажных за­рисовок, наполненных высоким смыслом.

Песня «Горница - исп. автор - Н. Рубцов
 
Ведущий. Жизнь Рубцова — путь, наполненный страданиями, болью и одиночеством. Но эта жизнь озарялась и высоким светом радости, идущей от слияния с любимой природой. Любимое время года поэта – осень.
В лирическом шедевре «Доволен я буквально всем!..» мечта об отчем доме сливается со страстным желанием превратиться «в багряный тихий лист, иль в дождевой весе­лый свист», чтоб «возвратиться в отчий дом». Свет и чисто­та души, искренность и доброта, открытость, любовь к лю­дям и к родному краю жизнеутверждающе звучат в этом стихотворении как авторское лирическое завещание.

3-й Чтец. Я так люблю осенний лес,
Над ним - сияние небес,
Что я хотел бы превратиться
Или в багряный тихий лист,
Иль в дождевой веселый свист,
Но, превратившись, возродиться,.
И возвратиться в отчий дом,
Чтобы однажды в доме том
Перед дорогою большою
Сказать: - Я был в лесу листом!
Сказать: - Я был в лесу дождем!
Поверьте мне: я чист душою... «Доволен я буквально всем!..»

Ведущий. «Большое видится на расстоянье», - писал Сер­гей Есенин. Время - самый бесстрастный судья - все рас­ставило по своим местам: Николай Рубцов - поэт в числе великих, в числе любимых. Наш жизненный путь согрева­ет лирическая звезда - стихи Николая Рубцова

Комментариев нет:

Отправить комментарий